Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Дети на митингах

Дети на митингах

Став родителями, взрослые люди принимают на себя ответственность за жизнь, развитие и психическое состояние своего ребенка. Личность ребенка формируется во многом при взаимодействии с родителями. Дети видят в родителях модели поведения: манеры, убеждения и особенности взаимоотношений, и неосознанно подражают родителям, копируют их поведение, идентифицируют мировоззрение родителя как свое собственное. Прогулки с детьми на акции протеста, в места большого скопления людей не безопасны. Дети более уязвимы, чем взрослые, как в силу своих физических возможностей, так и в связи с особенностями психики. Незнание родителями особенностей толпы и ее влияния на поведение людей в ней, а также непонимание ими возрастных особенностей психического развития детей в различные возрастные периоды может привести к серьезным негативным последствиям в физическом, психическом, психологическом и социальном аспектах развития ребенка. Незнание не снимает ответственность с родителей за наступившие последствия. Важно понимать, что психологическими характеристиками толпы являются ее импульсивность, бессознательность, инстинктивность. Толпа живет исключительно чувством, логика противна ей, вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей. Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения распространяются в толпе путем заражения. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в митинге, не просто соседствуют друг с другом, а заражают окружающих и сами заражаются от них. Сила чувств толпы увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность толпе людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушения есть у каждого человека, но поддаваться им в одиночку опасно из-за наказания, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. В толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Безответственность толпы порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать то, чего они никогда бы не сделали при иных обстоятельствах. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности, для него характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Понимание сущности толпы и механизмов ее воздействия на личность позволит человеку принять осознанное и ответственное решение относительно своего участия в ней. Более серьезные последствия участия в толпе наблюдаются у детей разных возрастов: от страхов и тиков у малышей, до формирования моделей агрессивного поведения и негативных социальных последствий у детей постарше. Дети объясняют свои действия влиянием толпы: «Все закричали, и я закричал. Все кидали, и я кидал». Но ответственность за физическую, психическую и социальную безопасность своих детей несут родители. Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что нахождение их детей на несанкционированных массовых мероприятиях, сопровождающихся большим скоплением людей, не только является нарушением действующего законодательства, в результате чего может наступить административная ответственность, но, в первую очередь, опасно для жизни и здоровья детей. Находясь в потоке людей, дети подвергаются огромному риску, ведь толпа неконтролируема и бессознательна. В нормативных правовых актах Республики Беларусь закреплена административная, уголовная и гражданская ответственность родителей за воспитание и содержание детей.

Ответственность семьи за ребенка закреплена статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления. За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

          За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей. Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении», одним из критериев социально опасного положения ребенка является наличие неблагоприятной для ребенка обстановки, при которой родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления. Ребенок может быть признан находящимся в социально опасном положении, если в отношении родителей ребенка в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также если в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями), неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, может в дальнейшем запустить в действие механизм Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18  «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей. Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности. За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет. В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.

(Комиссия по делам несовершеннолетних Белыничского районного исполнительного комитета)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Вступил в силу для Белорусской ССР 23 марта 1976 года

Статья 21

Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Законы о митингах в странах G8: какие бывают санкции и ограничения

В индустриально развитых государствах, имеющих многовековую протестную историю, очень строго различают организаторов массовых акций и участников уличных беспорядков. Страны «восьмерки» очень четко разграничивают организаторов - и провокаторов, законопослушных демонстрантов - и погромщиков. Суровые репрессивные меры направлены против тех, кто учиняет беспорядки на улицах. А наказания, предусмотренные для организаторов митингов, не столь существенны и касаются в основном нарушений правил проведения демонстраций.

Великобритания

Основным законом, регулирующим проведение шествий и демонстраций в Великобритании, является Закон об охране общественного порядка в редакции от 1986 года. Согласно его положениям, проведение уличных мероприятий санкционируется полицией. Организаторы обязаны обратиться в территориальный полицейский участок с заявлением не менее чем за шесть рабочих дней до начала мероприятия. В уведомлении необходимо указать дату, место и время проведения акции, маршрут движения, фамилии и адреса организаторов. Самые суровые наказания - до 10 лет тюрьмы - предусмотрены для участников массовых беспорядков. Провокации и подстрекательства к насилию наказываются сроком до 6 месяцев или штрафом до ₤5000, причем речь в данном случае идет не об организаторах, а об участниках, уличенных в противоправных действиях. Санкции для организаторов наступают, когда речь идет о нарушениях¸ касающихся порядка проведения мероприятий - в частности, нарушении установленных сроков подачи уведомления, несогласованном изменении даты, времени и маршрута шествия. В этих случаях организаторы могут быть наказаны тюремным заключением на срок до 3 месяцев или штрафом, не превышающим ₤1000.

Германия

Уличные демонстрации и митинги в Германии проводятся в соответствии с федеральным законом «О собраниях и шествиях» в редакции 1978 года. Этот документ устанавливает уведомительный порядок проведения подобных мероприятий. Более того, законодательство ФРГ допускает возможность проведения стихийных митингов, если их возникновение обусловлено недавно произошедшими событиями. Уведомление о готовящемся митинге подается в местный полицейский участок не позднее чем за двое суток до начала мероприятия. В уведомлении должна быть указана цель демонстрации и данные ответственных лиц. Серьезные наказания в виде лишения свободы на срок до 1 года организаторам грозят только в том случае, когда они проводят заранее спланированное мероприятие без уведомления. В случае когда нарушен заявленный порядок проведения шествия, организатор наказывается штрафом или лишением свободы сроком до 6 месяцев. Примечательно, что законом специально оговорено, что если руководитель мероприятия не в состоянии добиться исполнения своих распоряжений, он обязан объявить о прекращении демонстрации. С этого момента все, кто не подчинился требованиям организаторов, попадают под определение «лица, действующего против общественного порядка» и несут ответственность вплоть до уголовной.

Италия

Согласно Конституции Италии, граждане имеют право собираться мирно и без оружия в любом месте, включая открытые для публики. Но если речь идет о демонстрациях и митингах в общественных местах, то порядок их организации регулируется Законом об охране общественного порядка от 1975 года. Согласно этому документу, организаторы обязаны уведомлять местное полицейское управление о планирующемся мероприятии минимум за три дня до его проведения. Параметры заявки вполне стандартны для европейских стран: в ней должны быть указаны организаторы, цели и характер манифестации, время, место и маршрут, состав и число участников. Организаторам несанкционированных митингов, согласно итальянскому законодательству, может грозить наказание в виде штрафа (максимальный размер которого не ограничен: особо отличившимся демонстрантам, нанесшим материальный ущерб городской или частной собственности, суд может назначить штраф, соразмерный нанесенному ущербу) или лишения свободы на срок от 1 до 12 месяцев. На участников массовых беспорядков распространяется уголовное законодательство Италии.

Канада

Последние события вокруг канадских законов, регулирующих правила проведения митингов, очень показательны. В Канаде, как и в США, вопрос организации демонстраций находится в ведении местных властей. Согласно закону о проведении массовых акций, наказуемым становится любой призыв к протестам в учебных заведениях, а о проведении массовых мероприятий необходимо уведомлять власти не менее чем за 8 часов до их начала.  Кроме того, закон запрещает проводить любые массовые собрания ближе чем в 50 м от учебных заведений и предусматривает значительные штрафы для нарушителей: частные лица - от 1000 до 5000 канадских долларов, лидеры студенческих организаций - от 7000 до 35 000 канадских долларов, для самих студенческих организаций - от 25 000 до 125 000 канадских долларов.

США

В США законодательные требования к проведению митингов и манифестаций находятся в ведении властей штатов. Например, в Нью-Йорке заявку на проведение митинга надо подавать за 45 дней, в Лос-Анджелесе - за 40, а в Вашингтоне - не менее чем за 15. В некоторых городах запрещено проведение митингов в непосредственной близости от правительственных и административных зданий. Где-то существуют ограничения протяженности маршрута шествия, а где-то, чтобы получить разрешение, придется заплатить $300. Несанкционированные акции подпадают под определение «публичные беспорядки», ставящие под угрозу общественное спокойствие. У полиции в таком случае есть право разгонять манифестации и арестовывать наиболее активных участников. Максимальное наказание, которое может грозить участникам несанкционированных демонстраций - 10 лет лишения свободы. Но это только в том случае, если они участвовали в беспорядках с оружием. В подавляющем большинстве случаев митингующие отделываются административными штрафами за создание помех для прохода людей и проезда транспорта, максимальный размер которого составляет $3000. Хотя в отдельных штатах, например в Техасе, за подобные действия можно угодить в тюрьму на срок до 6 месяцев.

Франция

Порядок проведения демонстраций устанавливает Декрет-Закон 1935 года в редакции 2000 года. Согласно ему, организаторы должны подавать заявку на проведение митинга в мэрию или префектуру полиции не позднее чем за 3 дня и не раньше чем за 15 дней до начала митинга. В уведомлении должны быть указаны имена и адреса организаторов, место, время проведения, ожидаемое число участников, маршрут движения. Для тех, кто не хочет уведомлять местные власти о своих планах, предусмотрены наказания в виде заключения до 6 месяцев и штрафа до €7500. Если же в ходе несанкционированной акции нарушается общественный порядок, то в силу вступает Уголовный кодекс Франции. Согласно ему, максимальные санкции предусмотрены для вооруженных участников акции: до 5 лет тюрьмы и €75 000 штрафа. Для тех, кто скрывал свое лицо во время погромов, - 3 года тюрьмы и €45 000 штрафа. Все остальные погромщики могут отделаться сроком до 1 года и €15 000 штрафа.

Япония

Порядок проведения шествий и митингов в Японии устанавливается «постановлениями об общественной безопасности» муниципальных органов власти. Практически все они имеют стандартный набор требований к организаторам митинга. Подавать заявку в префектуры необходимо за несколько дней до начала акции, в уведомлении необходимо указать имя и адрес организатора, место, время и маршрут шествия, число участников, преследуемые цели, названия движений и организаций, которые планируют принять участие в мероприятии. Организаторы несут ответственность за недостоверность поданных сведений или несоблюдение заранее оговоренных требований по проведению уличной акции. За такой проступок их ждут принудительные работы сроком до 1 года или штраф до 50 000 иен. Несанкционированные митинги в Японии пресекаются полицией, а уголовную ответственность митингующие несут только в случае участия в массовых беспорядках и применении насилия.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 1997 г. №114-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

Организаторами мероприятия, в котором предполагается участие до 1000 человек, могут выступать граждане Республики Беларусь, свыше 1000 человек - только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь либо государственные органы.

Заявление о проведении массового мероприятия подается в исполком за 15 дней до даты его проведения с указанием даты, цели, вида, места проведения, источников финансирования массового мероприятия, маршрута движения.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы

Ответственность:

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

2. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организаторомтаких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

По результатам ознакомления с представленной информацией возможно обсуждение следующих вопросов:

1. Сравните подходы разных стран к порядку организации и проведения массового мероприятия (уведомительный, разрешительный принципы)

2. Оцените санкции (виды, размер), применяемые к организаторам и участникам массовых мероприятий

3. Оцените плюсы и минусы Закона Республики Беларусь
«О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» по сравнению с зарубежными подходами

4. Внесите предложения о его совершенствовании. 

Дети на митингах

Став родителями, взрослые люди принимают на себя ответственность за жизнь, развитие и психическое состояние своего ребенка. Личность ребенка формируется во многом при взаимодействии с родителями. Дети видят в родителях модели поведения: манеры, убеждения и особенности взаимоотношений, и неосознанно подражают родителям, копируют их поведение, идентифицируют мировоззрение родителя как свое собственное. Прогулки с детьми на акции протеста, в места большого скопления людей не безопасны. Дети более уязвимы, чем взрослые, как в силу своих физических возможностей, так и в связи с особенностями психики. Незнание родителями особенностей толпы и ее влияния на поведение людей в ней, а также непонимание ими возрастных особенностей психического развития детей в различные возрастные периоды может привести к серьезным негативным последствиям в физическом, психическом, психологическом и социальном аспектах развития ребенка. Незнание не снимает ответственность с родителей за наступившие последствия. Важно понимать, что психологическими характеристиками толпы являются ее импульсивность, бессознательность, инстинктивность. Толпа живет исключительно чувством, логика противна ей, вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей. Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения распространяются в толпе путем заражения. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в митинге, не просто соседствуют друг с другом, а заражают окружающих и сами заражаются от них. Сила чувств толпы увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность толпе людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушения есть у каждого человека, но поддаваться им в одиночку опасно из-за наказания, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. В толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Безответственность толпы порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать то, чего они никогда бы не сделали при иных обстоятельствах. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности, для него характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Понимание сущности толпы и механизмов ее воздействия на личность позволит человеку принять осознанное и ответственное решение относительно своего участия в ней. Более серьезные последствия участия в толпе наблюдаются у детей разных возрастов: от страхов и тиков у малышей, до формирования моделей агрессивного поведения и негативных социальных последствий у детей постарше. Дети объясняют свои действия влиянием толпы: «Все закричали, и я закричал. Все кидали, и я кидал». Но ответственность за физическую, психическую и социальную безопасность своих детей несут родители. Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что нахождение их детей на несанкционированных массовых мероприятиях, сопровождающихся большим скоплением людей, не только является нарушением действующего законодательства, в результате чего может наступить административная ответственность, но, в первую очередь, опасно для жизни и здоровья детей. Находясь в потоке людей, дети подвергаются огромному риску, ведь толпа неконтролируема и бессознательна. В нормативных правовых актах Республики Беларусь закреплена административная, уголовная и гражданская ответственность родителей за воспитание и содержание детей.

Ответственность семьи за ребенка закреплена статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления. За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

          За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей. Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении», одним из критериев социально опасного положения ребенка является наличие неблагоприятной для ребенка обстановки, при которой родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления. Ребенок может быть признан находящимся в социально опасном положении, если в отношении родителей ребенка в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также если в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями), неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, может в дальнейшем запустить в действие механизм Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18  «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей. Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности. За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет. В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.

(Комиссия по делам несовершеннолетних Белыничского районного исполнительного комитета)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Вступил в силу для Белорусской ССР 23 марта 1976 года

Статья 21

Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Законы о митингах в странах G8: какие бывают санкции и ограничения

В индустриально развитых государствах, имеющих многовековую протестную историю, очень строго различают организаторов массовых акций и участников уличных беспорядков. Страны «восьмерки» очень четко разграничивают организаторов - и провокаторов, законопослушных демонстрантов - и погромщиков. Суровые репрессивные меры направлены против тех, кто учиняет беспорядки на улицах. А наказания, предусмотренные для организаторов митингов, не столь существенны и касаются в основном нарушений правил проведения демонстраций.

Великобритания

Основным законом, регулирующим проведение шествий и демонстраций в Великобритании, является Закон об охране общественного порядка в редакции от 1986 года. Согласно его положениям, проведение уличных мероприятий санкционируется полицией. Организаторы обязаны обратиться в территориальный полицейский участок с заявлением не менее чем за шесть рабочих дней до начала мероприятия. В уведомлении необходимо указать дату, место и время проведения акции, маршрут движения, фамилии и адреса организаторов. Самые суровые наказания - до 10 лет тюрьмы - предусмотрены для участников массовых беспорядков. Провокации и подстрекательства к насилию наказываются сроком до 6 месяцев или штрафом до ₤5000, причем речь в данном случае идет не об организаторах, а об участниках, уличенных в противоправных действиях. Санкции для организаторов наступают, когда речь идет о нарушениях¸ касающихся порядка проведения мероприятий - в частности, нарушении установленных сроков подачи уведомления, несогласованном изменении даты, времени и маршрута шествия. В этих случаях организаторы могут быть наказаны тюремным заключением на срок до 3 месяцев или штрафом, не превышающим ₤1000.

Германия

Уличные демонстрации и митинги в Германии проводятся в соответствии с федеральным законом «О собраниях и шествиях» в редакции 1978 года. Этот документ устанавливает уведомительный порядок проведения подобных мероприятий. Более того, законодательство ФРГ допускает возможность проведения стихийных митингов, если их возникновение обусловлено недавно произошедшими событиями. Уведомление о готовящемся митинге подается в местный полицейский участок не позднее чем за двое суток до начала мероприятия. В уведомлении должна быть указана цель демонстрации и данные ответственных лиц. Серьезные наказания в виде лишения свободы на срок до 1 года организаторам грозят только в том случае, когда они проводят заранее спланированное мероприятие без уведомления. В случае когда нарушен заявленный порядок проведения шествия, организатор наказывается штрафом или лишением свободы сроком до 6 месяцев. Примечательно, что законом специально оговорено, что если руководитель мероприятия не в состоянии добиться исполнения своих распоряжений, он обязан объявить о прекращении демонстрации. С этого момента все, кто не подчинился требованиям организаторов, попадают под определение «лица, действующего против общественного порядка» и несут ответственность вплоть до уголовной.

Италия

Согласно Конституции Италии, граждане имеют право собираться мирно и без оружия в любом месте, включая открытые для публики. Но если речь идет о демонстрациях и митингах в общественных местах, то порядок их организации регулируется Законом об охране общественного порядка от 1975 года. Согласно этому документу, организаторы обязаны уведомлять местное полицейское управление о планирующемся мероприятии минимум за три дня до его проведения. Параметры заявки вполне стандартны для европейских стран: в ней должны быть указаны организаторы, цели и характер манифестации, время, место и маршрут, состав и число участников. Организаторам несанкционированных митингов, согласно итальянскому законодательству, может грозить наказание в виде штрафа (максимальный размер которого не ограничен: особо отличившимся демонстрантам, нанесшим материальный ущерб городской или частной собственности, суд может назначить штраф, соразмерный нанесенному ущербу) или лишения свободы на срок от 1 до 12 месяцев. На участников массовых беспорядков распространяется уголовное законодательство Италии.

Канада

Последние события вокруг канадских законов, регулирующих правила проведения митингов, очень показательны. В Канаде, как и в США, вопрос организации демонстраций находится в ведении местных властей. Согласно закону о проведении массовых акций, наказуемым становится любой призыв к протестам в учебных заведениях, а о проведении массовых мероприятий необходимо уведомлять власти не менее чем за 8 часов до их начала.  Кроме того, закон запрещает проводить любые массовые собрания ближе чем в 50 м от учебных заведений и предусматривает значительные штрафы для нарушителей: частные лица - от 1000 до 5000 канадских долларов, лидеры студенческих организаций - от 7000 до 35 000 канадских долларов, для самих студенческих организаций - от 25 000 до 125 000 канадских долларов.

США

В США законодательные требования к проведению митингов и манифестаций находятся в ведении властей штатов. Например, в Нью-Йорке заявку на проведение митинга надо подавать за 45 дней, в Лос-Анджелесе - за 40, а в Вашингтоне - не менее чем за 15. В некоторых городах запрещено проведение митингов в непосредственной близости от правительственных и административных зданий. Где-то существуют ограничения протяженности маршрута шествия, а где-то, чтобы получить разрешение, придется заплатить $300. Несанкционированные акции подпадают под определение «публичные беспорядки», ставящие под угрозу общественное спокойствие. У полиции в таком случае есть право разгонять манифестации и арестовывать наиболее активных участников. Максимальное наказание, которое может грозить участникам несанкционированных демонстраций - 10 лет лишения свободы. Но это только в том случае, если они участвовали в беспорядках с оружием. В подавляющем большинстве случаев митингующие отделываются административными штрафами за создание помех для прохода людей и проезда транспорта, максимальный размер которого составляет $3000. Хотя в отдельных штатах, например в Техасе, за подобные действия можно угодить в тюрьму на срок до 6 месяцев.

Франция

Порядок проведения демонстраций устанавливает Декрет-Закон 1935 года в редакции 2000 года. Согласно ему, организаторы должны подавать заявку на проведение митинга в мэрию или префектуру полиции не позднее чем за 3 дня и не раньше чем за 15 дней до начала митинга. В уведомлении должны быть указаны имена и адреса организаторов, место, время проведения, ожидаемое число участников, маршрут движения. Для тех, кто не хочет уведомлять местные власти о своих планах, предусмотрены наказания в виде заключения до 6 месяцев и штрафа до €7500. Если же в ходе несанкционированной акции нарушается общественный порядок, то в силу вступает Уголовный кодекс Франции. Согласно ему, максимальные санкции предусмотрены для вооруженных участников акции: до 5 лет тюрьмы и €75 000 штрафа. Для тех, кто скрывал свое лицо во время погромов, - 3 года тюрьмы и €45 000 штрафа. Все остальные погромщики могут отделаться сроком до 1 года и €15 000 штрафа.

Япония

Порядок проведения шествий и митингов в Японии устанавливается «постановлениями об общественной безопасности» муниципальных органов власти. Практически все они имеют стандартный набор требований к организаторам митинга. Подавать заявку в префектуры необходимо за несколько дней до начала акции, в уведомлении необходимо указать имя и адрес организатора, место, время и маршрут шествия, число участников, преследуемые цели, названия движений и организаций, которые планируют принять участие в мероприятии. Организаторы несут ответственность за недостоверность поданных сведений или несоблюдение заранее оговоренных требований по проведению уличной акции. За такой проступок их ждут принудительные работы сроком до 1 года или штраф до 50 000 иен. Несанкционированные митинги в Японии пресекаются полицией, а уголовную ответственность митингующие несут только в случае участия в массовых беспорядках и применении насилия.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 1997 г. №114-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

Организаторами мероприятия, в котором предполагается участие до 1000 человек, могут выступать граждане Республики Беларусь, свыше 1000 человек - только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь либо государственные органы.

Заявление о проведении массового мероприятия подается в исполком за 15 дней до даты его проведения с указанием даты, цели, вида, места проведения, источников финансирования массового мероприятия, маршрута движения.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы

Ответственность:

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

2. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организаторомтаких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

По результатам ознакомления с представленной информацией возможно обсуждение следующих вопросов:

1. Сравните подходы разных стран к порядку организации и проведения массового мероприятия (уведомительный, разрешительный принципы)

2. Оцените санкции (виды, размер), применяемые к организаторам и участникам массовых мероприятий

3. Оцените плюсы и минусы Закона Республики Беларусь
«О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» по сравнению с зарубежными подходами

4. Внесите предложения о его совершенствовании. 

Дети на митингах

Став родителями, взрослые люди принимают на себя ответственность за жизнь, развитие и психическое состояние своего ребенка. Личность ребенка формируется во многом при взаимодействии с родителями. Дети видят в родителях модели поведения: манеры, убеждения и особенности взаимоотношений, и неосознанно подражают родителям, копируют их поведение, идентифицируют мировоззрение родителя как свое собственное. Прогулки с детьми на акции протеста, в места большого скопления людей не безопасны. Дети более уязвимы, чем взрослые, как в силу своих физических возможностей, так и в связи с особенностями психики. Незнание родителями особенностей толпы и ее влияния на поведение людей в ней, а также непонимание ими возрастных особенностей психического развития детей в различные возрастные периоды может привести к серьезным негативным последствиям в физическом, психическом, психологическом и социальном аспектах развития ребенка. Незнание не снимает ответственность с родителей за наступившие последствия. Важно понимать, что психологическими характеристиками толпы являются ее импульсивность, бессознательность, инстинктивность. Толпа живет исключительно чувством, логика противна ей, вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей. Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения распространяются в толпе путем заражения. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в митинге, не просто соседствуют друг с другом, а заражают окружающих и сами заражаются от них. Сила чувств толпы увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность толпе людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушения есть у каждого человека, но поддаваться им в одиночку опасно из-за наказания, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. В толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Безответственность толпы порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать то, чего они никогда бы не сделали при иных обстоятельствах. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности, для него характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Понимание сущности толпы и механизмов ее воздействия на личность позволит человеку принять осознанное и ответственное решение относительно своего участия в ней. Более серьезные последствия участия в толпе наблюдаются у детей разных возрастов: от страхов и тиков у малышей, до формирования моделей агрессивного поведения и негативных социальных последствий у детей постарше. Дети объясняют свои действия влиянием толпы: «Все закричали, и я закричал. Все кидали, и я кидал». Но ответственность за физическую, психическую и социальную безопасность своих детей несут родители. Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что нахождение их детей на несанкционированных массовых мероприятиях, сопровождающихся большим скоплением людей, не только является нарушением действующего законодательства, в результате чего может наступить административная ответственность, но, в первую очередь, опасно для жизни и здоровья детей. Находясь в потоке людей, дети подвергаются огромному риску, ведь толпа неконтролируема и бессознательна. В нормативных правовых актах Республики Беларусь закреплена административная, уголовная и гражданская ответственность родителей за воспитание и содержание детей.

Ответственность семьи за ребенка закреплена статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления. За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

          За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей. Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении», одним из критериев социально опасного положения ребенка является наличие неблагоприятной для ребенка обстановки, при которой родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления. Ребенок может быть признан находящимся в социально опасном положении, если в отношении родителей ребенка в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также если в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями), неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, может в дальнейшем запустить в действие механизм Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18  «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей. Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности. За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет. В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.

(Комиссия по делам несовершеннолетних Белыничского районного исполнительного комитета)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Вступил в силу для Белорусской ССР 23 марта 1976 года

Статья 21

Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Законы о митингах в странах G8: какие бывают санкции и ограничения

В индустриально развитых государствах, имеющих многовековую протестную историю, очень строго различают организаторов массовых акций и участников уличных беспорядков. Страны «восьмерки» очень четко разграничивают организаторов - и провокаторов, законопослушных демонстрантов - и погромщиков. Суровые репрессивные меры направлены против тех, кто учиняет беспорядки на улицах. А наказания, предусмотренные для организаторов митингов, не столь существенны и касаются в основном нарушений правил проведения демонстраций.

Великобритания

Основным законом, регулирующим проведение шествий и демонстраций в Великобритании, является Закон об охране общественного порядка в редакции от 1986 года. Согласно его положениям, проведение уличных мероприятий санкционируется полицией. Организаторы обязаны обратиться в территориальный полицейский участок с заявлением не менее чем за шесть рабочих дней до начала мероприятия. В уведомлении необходимо указать дату, место и время проведения акции, маршрут движения, фамилии и адреса организаторов. Самые суровые наказания - до 10 лет тюрьмы - предусмотрены для участников массовых беспорядков. Провокации и подстрекательства к насилию наказываются сроком до 6 месяцев или штрафом до ₤5000, причем речь в данном случае идет не об организаторах, а об участниках, уличенных в противоправных действиях. Санкции для организаторов наступают, когда речь идет о нарушениях¸ касающихся порядка проведения мероприятий - в частности, нарушении установленных сроков подачи уведомления, несогласованном изменении даты, времени и маршрута шествия. В этих случаях организаторы могут быть наказаны тюремным заключением на срок до 3 месяцев или штрафом, не превышающим ₤1000.

Германия

Уличные демонстрации и митинги в Германии проводятся в соответствии с федеральным законом «О собраниях и шествиях» в редакции 1978 года. Этот документ устанавливает уведомительный порядок проведения подобных мероприятий. Более того, законодательство ФРГ допускает возможность проведения стихийных митингов, если их возникновение обусловлено недавно произошедшими событиями. Уведомление о готовящемся митинге подается в местный полицейский участок не позднее чем за двое суток до начала мероприятия. В уведомлении должна быть указана цель демонстрации и данные ответственных лиц. Серьезные наказания в виде лишения свободы на срок до 1 года организаторам грозят только в том случае, когда они проводят заранее спланированное мероприятие без уведомления. В случае когда нарушен заявленный порядок проведения шествия, организатор наказывается штрафом или лишением свободы сроком до 6 месяцев. Примечательно, что законом специально оговорено, что если руководитель мероприятия не в состоянии добиться исполнения своих распоряжений, он обязан объявить о прекращении демонстрации. С этого момента все, кто не подчинился требованиям организаторов, попадают под определение «лица, действующего против общественного порядка» и несут ответственность вплоть до уголовной.

Италия

Согласно Конституции Италии, граждане имеют право собираться мирно и без оружия в любом месте, включая открытые для публики. Но если речь идет о демонстрациях и митингах в общественных местах, то порядок их организации регулируется Законом об охране общественного порядка от 1975 года. Согласно этому документу, организаторы обязаны уведомлять местное полицейское управление о планирующемся мероприятии минимум за три дня до его проведения. Параметры заявки вполне стандартны для европейских стран: в ней должны быть указаны организаторы, цели и характер манифестации, время, место и маршрут, состав и число участников. Организаторам несанкционированных митингов, согласно итальянскому законодательству, может грозить наказание в виде штрафа (максимальный размер которого не ограничен: особо отличившимся демонстрантам, нанесшим материальный ущерб городской или частной собственности, суд может назначить штраф, соразмерный нанесенному ущербу) или лишения свободы на срок от 1 до 12 месяцев. На участников массовых беспорядков распространяется уголовное законодательство Италии.

Канада

Последние события вокруг канадских законов, регулирующих правила проведения митингов, очень показательны. В Канаде, как и в США, вопрос организации демонстраций находится в ведении местных властей. Согласно закону о проведении массовых акций, наказуемым становится любой призыв к протестам в учебных заведениях, а о проведении массовых мероприятий необходимо уведомлять власти не менее чем за 8 часов до их начала.  Кроме того, закон запрещает проводить любые массовые собрания ближе чем в 50 м от учебных заведений и предусматривает значительные штрафы для нарушителей: частные лица - от 1000 до 5000 канадских долларов, лидеры студенческих организаций - от 7000 до 35 000 канадских долларов, для самих студенческих организаций - от 25 000 до 125 000 канадских долларов.

США

В США законодательные требования к проведению митингов и манифестаций находятся в ведении властей штатов. Например, в Нью-Йорке заявку на проведение митинга надо подавать за 45 дней, в Лос-Анджелесе - за 40, а в Вашингтоне - не менее чем за 15. В некоторых городах запрещено проведение митингов в непосредственной близости от правительственных и административных зданий. Где-то существуют ограничения протяженности маршрута шествия, а где-то, чтобы получить разрешение, придется заплатить $300. Несанкционированные акции подпадают под определение «публичные беспорядки», ставящие под угрозу общественное спокойствие. У полиции в таком случае есть право разгонять манифестации и арестовывать наиболее активных участников. Максимальное наказание, которое может грозить участникам несанкционированных демонстраций - 10 лет лишения свободы. Но это только в том случае, если они участвовали в беспорядках с оружием. В подавляющем большинстве случаев митингующие отделываются административными штрафами за создание помех для прохода людей и проезда транспорта, максимальный размер которого составляет $3000. Хотя в отдельных штатах, например в Техасе, за подобные действия можно угодить в тюрьму на срок до 6 месяцев.

Франция

Порядок проведения демонстраций устанавливает Декрет-Закон 1935 года в редакции 2000 года. Согласно ему, организаторы должны подавать заявку на проведение митинга в мэрию или префектуру полиции не позднее чем за 3 дня и не раньше чем за 15 дней до начала митинга. В уведомлении должны быть указаны имена и адреса организаторов, место, время проведения, ожидаемое число участников, маршрут движения. Для тех, кто не хочет уведомлять местные власти о своих планах, предусмотрены наказания в виде заключения до 6 месяцев и штрафа до €7500. Если же в ходе несанкционированной акции нарушается общественный порядок, то в силу вступает Уголовный кодекс Франции. Согласно ему, максимальные санкции предусмотрены для вооруженных участников акции: до 5 лет тюрьмы и €75 000 штрафа. Для тех, кто скрывал свое лицо во время погромов, - 3 года тюрьмы и €45 000 штрафа. Все остальные погромщики могут отделаться сроком до 1 года и €15 000 штрафа.

Япония

Порядок проведения шествий и митингов в Японии устанавливается «постановлениями об общественной безопасности» муниципальных органов власти. Практически все они имеют стандартный набор требований к организаторам митинга. Подавать заявку в префектуры необходимо за несколько дней до начала акции, в уведомлении необходимо указать имя и адрес организатора, место, время и маршрут шествия, число участников, преследуемые цели, названия движений и организаций, которые планируют принять участие в мероприятии. Организаторы несут ответственность за недостоверность поданных сведений или несоблюдение заранее оговоренных требований по проведению уличной акции. За такой проступок их ждут принудительные работы сроком до 1 года или штраф до 50 000 иен. Несанкционированные митинги в Японии пресекаются полицией, а уголовную ответственность митингующие несут только в случае участия в массовых беспорядках и применении насилия.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 1997 г. №114-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

Организаторами мероприятия, в котором предполагается участие до 1000 человек, могут выступать граждане Республики Беларусь, свыше 1000 человек - только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь либо государственные органы.

Заявление о проведении массового мероприятия подается в исполком за 15 дней до даты его проведения с указанием даты, цели, вида, места проведения, источников финансирования массового мероприятия, маршрута движения.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы

Ответственность:

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

2. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организаторомтаких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

По результатам ознакомления с представленной информацией возможно обсуждение следующих вопросов:

1. Сравните подходы разных стран к порядку организации и проведения массового мероприятия (уведомительный, разрешительный принципы)

2. Оцените санкции (виды, размер), применяемые к организаторам и участникам массовых мероприятий

3. Оцените плюсы и минусы Закона Республики Беларусь
«О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» по сравнению с зарубежными подходами

4. Внесите предложения о его совершенствовании. 

Разделы сайта